Главная - Новости - Общество и политика - Экономика России -

"Необходимо сделать процесс субсидирования белорусской экономики гласным и публичным": интервью президента фонда "Инстит...

Навигация
Автомобили Бизнес и финансы Домашний очаг Интернет Компьютеры Культура и искусство Медицина и здоровье Наука и образование Непознанное Новости и СМИ Общество и политика Отдых и развлечения Производство Работа и заработок Спорт Справки Товары и услуги Юмор
Реклама
EXPO.pallad.ru - Выставки в России и зарубежом. Только самая свежая информация!

"Необходимо сделать процесс субсидирования белорусской экономики гласным и публичным": интервью президента фонда "Инстит...

Все это результат российских субсидий белорусской экономике - такого роста производительности труда не бывает. В 2001 году Россия предоставила Белоруссии возможность взимать экспортную пошлину за транзит нефти,...... что российские инвестиции, наконец, начнут поступать в белорусскую экономику, что будет благом и для Белоруссии, и для России. Модернизация белорусской экономики неизбежно будет включать в себя дальнейшую...

Последствия нефтегазового конфликта между Россией и Белоруссией прокомментировал 16 января 2006 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM президент фонда "Институт энергетики и финансов" Леонид Григорьев.

ИА REGNUM: Каков, на ваш взгляд, итог нефтегазового конфликта России и Белоруссии? Кто выиграл, кто проиграл?

В ходе этого конфликта выяснилось, кто есть кто, и в каком состоянии находится процесс создания Союзного государства России и Белоруссии. Я считаю, что нельзя продолжать делать вид, что мы объединяемся, вкладывать деньги в это объединение, но не объединяться. Необходима ясность в отношениях, ясность в том, кто за что платит. В экономическом плане Россия очень заинтересована в дружественных отношениях с соседней Белоруссией и по историческим причинам, но и как со страной транзита в Европу. Поэтому имеет смысл продолжать вкладывать в эту страну, но не надо при этом называть Белоруссию единым с нами государством, потому что это не так. Так же не являются едиными и правительства России и Белоруссии, совершенно по-разному представляющие себе будущее наших стран. Тем не менее, в экономическом отношении наши страны очень связаны. Белоруссия напоминает большой российский регион (например, как Северо-Запад, в котором так же проживает около 10 млн человек), получающий различные субсидии и транзитные льготы, но не подчиняющийся при этом Москве. Россия открыта для Белоруссии, открыт наш рынок для белорусских товаров и для перемещения белорусской рабочей силы, тогда как для российских инвестиций в Белоруссии существует масса ограничений, которые, правда, сейчас постепенно снимаются. Но на данный момент России легче инвестировать на Украину и в Восточную Европу.

Вообще, эффект высоких цен на нефть дал положительные результаты для Белоруссии - в последние 3 года темп прироста ВВП подскочил с 7 до 10%, среднемесячная зарплата выросла на 80%. Все это результат российских субсидий белорусской экономике - такого роста производительности труда не бывает. В 2001 году Россия предоставила Белоруссии возможность взимать экспортную пошлину за транзит нефти, которая представляла собой разницу между внутренней российской ценой и той ценой, по которой Белоруссия поставляла нашу нефть на Запад. Следует отметить, что этот способ субсидирования белорусской экономики может иметь плачевные для нее последствия. В случае резкого падения цен на нефть (то же самое касается и цен на газ) экспортная пошлина в РФ станет равна нулю, и последствия от этого для белорусской экономики будут мгновенными. Поэтому с точки зрения поддержки страны-транзитера - эта система имеет существенный недостаток.

На мой взгляд, помощь Белоруссии, если мы намерены продолжать ее оказывать, должна носить открытый и публичный характер, чтобы впредь не возникало ситуаций, подобных последнему конфликту. Мы должны понимать, что мы им помогаем и зачем мы это делаем, и белорусы должны отдавать себе отчет в том, что это мы им помогаем. В противном случае получается, что мы из $7 млрд, получаемых за экспорт нефти через Белоруссию, 1 млрд забираем себе, а 6 млрд дарим этой стране, где за 3 года почти в 2 раза вырастает зарплата, а когда мы пытаемся поднять цены, исходя из экономической для нас целесообразности, то вдруг выясняется, что мы у белорусов что-то там отнимаем. Это говорит о том, что факт существования этой субсидии скрывался все предыдущие годы.

ИА REGNUM: Возможно ли повторение событий, подобных нынешнему конфликту России и Белоруссии, и как этого избежать?

Конечно, возможно. Потому что в соглашениях по нефти и газу заложено увеличение доли России в экспортных пошлинах. Сам процесс перехода к рыночным ценам на газ на постсоветском пространстве закончится тогда, когда установится единая рентабельность поставки газа за рубеж. Сейчас высокие цены пришли на Кавказ. И пришли они, кстати, не из России, а из Турции. После того как был построен газопровод из Баку-Тбилиси-Эрзерум, у Азербайджана появилась возможность выбирать, куда поставлять газ, в Европу или соседям. Таким образом, происходит постепенное выравнивание цен, далее следует ожидать постепенного повышения цен на среднеазиатский газ и так далее. Поэтому исчезновение каких-то льготных цен внутри всего постсоветского пространства, и полный переход на рыночные цены - это необратимый процесс. Сейчас этот переход сопровождается политическим противодействием со стороны стран-транзитеров, и Россия понесла ощутимые имиджевые потери в этих конфликтах, но процесс этот, тем не менее, будет продолжаться.

Для того чтобы избежать повторения ситуаций, подобных нынешнему российско-белорусскому конфликту, необходимо, в первую очередь, сделать процесс субсидирования белорусской экономики гласным и публичным, чтобы впредь нам не могли предъявлять никаких претензий: если мы платим за стабильное и бесперебойное, бесконфликтное продвижение наших нефти и газа в Европу, то это означает, что никаких конфликтов впредь возникать не должно. Соответственно, контракты с Белоруссией должны заключаться таким образом, чтобы возникновение подобных ситуаций было невозможно, а если они все же возникнут, то в действие должны вступать уже нормы международного права. Европа должна знать, кто истинный виновник возникающих перебоев с поставками энергоносителей.

ИА REGNUM: Есть ли, на ваш взгляд, перспективы у Союзного государства России и Белоруссии?

Экономическое пространство наших стран ограничено, как я уже сказал, с точки зрения продвижения российского капитала в Белоруссию. Сейчас эти ограничения постепенно снимаются, поэтому есть надежда, что российские инвестиции, наконец, начнут поступать в белорусскую экономику, что будет благом и для Белоруссии, и для России. Модернизация белорусской экономики неизбежно будет включать в себя дальнейшую демократизацию и постепенную приватизацию госпредприятий.

Источник: ИА REGNUM

Раздел: Общество и политика - Экономика России

Новости по теме

Избран новый премьер Японии

Нет сомнения, что пришедший к власти Абэ продолжит внешнюю политику своего ментора Коидзуми. В первую очередь, это касается союзнических отношений с Вашингтоном. "Япония будет следовать такой международной политике, которая отражает ее национальные интересы,...

М.Фрадков утвердил распределение обязанностей между вице-премьерами РФ /подробная версия/

... дает им поручения по вопросам: выработки государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и внешней торговли; торгово-экономических отношений и экономической интеграции РФ и государств - участников СНГ; государственной политики в сфере международных отношений РФ; таможенно-тарифного регулирования;...

Telecom Italia в уме

Хорошие отношения между Москвой и Римом не ограничиваются экономикой и включают в себя довольно интенсивный политический диалог и координацию внешней политики двух стран по различным актуальным международным вопросам. Как особо подчеркивали в Кремле,...

Мюнхенский "грех" Путина: он сказал правду о внешней политике США

... российский лидер подверг серьезной критике практически все аспекты внешней политики США. Путин не оставил камня на камне от парадигмы, сложившейся в международных отношениях еще в 1990-е годы и по инерции продолжающейся...

Кабинет в эстонском стиле

Во внешней политике МИД Эстонии остается приверженным прежнему курсу на интеграцию в Евросоюз, НАТО и другие европейские международные альянсы. Отношения с Россией, омраченные ситуацией вокруг памятника советским воинам в...

Представитель МИД РФ в Екатеринбурге обеспокоен застоем в сфере разоружения

"Мы стали активным и влиятельным участником международных отношений. Российская Федерация существенно повзрослела в своей внешней политике за истекший год.

Янукович не поладил с Меркель

... что он как глава государства, согласно Конституции, руководит внешней политикой Украины. И Янукович, по убеждению Ющенко, не имеет права самостоятельно формулировать позиции в международных отношениях, пишет УНIАН.

Хавьер Солана: Категорически не согласен с мнением, что отношения между Евросоюзом и Россией ухудшились

Конечно, есть некоторые проблемы, как в отношениях с любым другим международным партнером. Но мы можем решать проблемы с Москвой открыто и конструктивно. Что касается внешней политики, то я рассматриваю Россию как ключевого партнера,...

Участники конференции в Петрозаводске высказались за правовое обеспечение приграничного сотрудничества между РФ и ЕС

... сотрудничества станет новым и более четким прочтением основных принципов современного международного права, которые должны проявляться не только в межгосударственных отношениях, но и во внешней политике любого современного государства, в том числе и в отношении...

Седьмое обращение к конгрессу стало самым трудным для Буша

... что США переживают кризис в сфере экономики и международных отношений. А 59 процентов выражают недоверие внешней политике главы государства.

Путин не прощается

... обсуждалась идея сделать акцент не на внутренней, а на внешней политике: президент может оценить отношения с ключевыми международными игроками, например с США, и дать оценку действиям...

МИД облегчил мюнхенскую речь Путина

...п. 60-страничный обзор включает оценку нынешнего состояния международных отношений, анализ основных угроз, конфликтов и проблем в сфере безопасности. Вчера был обнародован Обзор внешней политики РФ, одобренный президентом Владимиром Путиным.

Южный Кавказ - возвращение к статус-кво: интервью депутата парламента Армении Амена Ашотяна

Статус депутата НС позволяет быть осведомленным и вовлеченным в определенные международные отношения, но не позволяет судить о процессах, происходящих в целом в нашей внешней политике. Насколько я понимаю, этот феномен давления на Армению...

Украинское противостояние: Янукович рассчитывает на Германию, Тимошенко - на Америку, а Ющенко напоминает, что президент...

... именно он как глава государства, согласно Конституции, руководит внешней политикой Украины. Янукович, по убеждению Ющенко, не имеет права самостоятельно формулировать позиции в международных отношениях, отмечает ForUm.

Владимир Дегоев: Россия и "закон Пальмерстона"

Владимир Дегоев - профессор кафедры международных отношений и внешней политики МГИМО МИД РФ; доктор исторических наук.

EXPO.pallad.ru - Выставки в России и зарубежом. Только самая свежая информация!
Время генерации страницы: 0.002 сек.
 
Поиск по каталогу